Содержание статьи
В начале 5-го века, китайский буддийский монах и философ Дао-Шэн разработал теорию, согласно которой Будды достигается путем внезапного пробуждения.
Бесплатные онлайн семинары, возможно Вам это будет интересно:
>> Вебинар: Мантика, руны и силы природы
Пробуждение: Будда
Эта теория была разработана как противоречие другой, теории постепенного достижения, согласно которой бдительность достигается только путем постепенного приобретения знаний и практики. Дао-Шэн утверждал, что каждое сознательное существо обладает буддийской природой, за исключением того, что он не осознает, что у него это есть. Поэтому ему необходимо сначала понять, что он изначально обладает буддийской природой, а затем, благодаря обучению и практике, «увидеть» свою собственную буддийскую природу. Это «видение» происходит как внезапное просветление, поскольку буддийскую природу нельзя разделить; следовательно, человек видит его как единое целое или не воспринимает его вообще.
Принципы Дзен Буддизма
Сторонники «Пробуждения» Дао-Шэн и Ся Лин-Цзин не отрицали важность знаний и практики, но утверждали, что их сбор, независимо от того, насколько он велик, был просто какой-то подготовительной работой, которой недостаточно для того, чтобы когда-либо достичь бдительности. Такое достижение является мгновенным действием, как прыжок через глубокую пропасть. Человек или пропускает успешно, и в этом случае он достигает другой стороны, таким образом, достигая бдительности, или терпит неудачу в прыжке, и в этом случае он остается таким, каким был. Там нет промежуточных шагов. Идея внезапного пробуждения стала особенно влиятельной в дзен- буддизме.
Озарение Дзен Буддиста
Дзен-буддисты верят, что взращивание ума, пусть и продолжительное, — это всего лишь подготовительная работа. Чтобы достичь бдительности, это совершенствование должно закончиться внезапным пробуждением, сравнимым с пропуском пропасти. Когда ученик достигает края, учитель может помочь ему или ей больше всего. На этом уровне учителя Тян практиковали метод «палка или крик». В литературе Чана рассказывается о многих случаях, когда учитель бьёт ученика, внезапно ударив его палкой. Они утверждают, что, если ученик будет пробужденным — то он сможет избежать внезапного удара, а если человек не пробужденный, то и соответственно удара ему не избежать.