Точка зрения является центральным понятием буддизма. Точка зрения — это не простая совокупность установок, а движущаяся интерпретация опыта, который интенсивно формирует мысли, впечатления и действия. Таким образом, правильный взгляд или правильное понимание считается первым шагом на пути буддизма.
Бесплатные онлайн семинары, возможно Вам это будет интересно:
>> Вебинар: Мантика, руны и силы природы
Исходное понятие философии буддизма
Будда специально советовал избегать спекулятивных взглядов, чтобы мы не попали в тупик бесполезных философских спекуляций. Целью учения Будды является исключительно освобождение ума.
В своих выступлениях Будда ссылался на следующие установки, которые помогают выработать правильное представление: искать прямой опыт вместо того, чтобы полагаться на мнения других людей, избавляться от предвзятых мнений, избегать слишком быстрых выводов, быть открытыми для различных объяснений, оставляя время для принятия правильного решения, будучи готовым изменить свое мнение, если вопреки фактам, не путаница части и целого и т. д.
Суть учения Будды
Будда указывает на опасность, которая лежит в наших точках зрения, то есть в наших головах. Неправильные взгляды сначала влияют на нашу систему ценностей, а затем рождают неправильные слова и действия.
Будда видит в этом причину всех других неприятностей:
«Я действительно не знаю, монахи, что-нибудь еще, что приводит к возникновению невредимых вредных состояний ума, и уже созданные вредные состояния ума умножаются настолько же, насколько и это неправильное представление»
Поэтому первый шаг на благородном восьмеричном пути к пробуждению — это очень правильный взгляд. Согласно Будде, целью правильного понимания является мерзость (точнее — увидеть всю свою внутреннюю грязь), а целью отвращения является отказ от страсти (точнее — когда человек видит грязь, он видит, что ему необходимо чистить).
Основы учения Будды
Будда также сказал, что некоторые точки зрения следует просто отложить в сторону:
«Спекулятивные точки зрения (мир вечен, мир не вечен, мир бесконечен, мир конечен, душа и тело одинаковы, душа и тело различны, после освобождения смерти существует, после освобождения смерти не существует …) — это целые стержни зрения, точки искажения, колебания, оковы взглядов. Они обременены страданиями и лихорадкой.
Благородный восьмеричный путь начинается с правильного взгляда. В одной речи Будда сравнивает весь путь с колесницей, и правильная точка зрения — с лошадьми, которые его тащат.
Под неправильным взглядом Будда означает взгляд, который отодвигает нас от соблюдения моральных принципов, что отрицает, что полезно делать добрые дела. Опираясь на эту точку зрения, мы убеждены, что нет смысла быть щедрым, жертвовать, уважать своих родителей, свою семью, что наши хорошие или плохие поступки не имеют последствий. Это может привести нас к различным безответственным, даже безрассудным действиям, которые ставят под угрозу других и нас самих.
Еще один вариант плохой точки зрения, упомянутой Буддой, заключается в том, чтобы твердо придерживаться своего мнения, настаивая на том, что только один прав, а другие неправы. Желая удовлетворить свое эго, мы легко вступаем в дискуссии и конфликты.